Управление КамАЗом

Устройства

Описание используемых коробок

Программа переключения передач напрямую зависит от типа трансмиссии, установленной на грузовике КАМАЗ. В большинстве используемых автомобилей применяется коробка передач с пятью скоростями вперед и одной скоростью назад, которая является моделью Index 14. Эта трансмиссия используется, когда нет необходимости буксировать прицеп, или когда вес груза не превышает 10 тонн.

Коробка передач КАМАЗ-14.

Автомобили, используемые для перевозки больших грузов или для участия в автопоездах, используют коробку передач с маркировкой 15. В этом случае необходимо приобрести навыки вождения самосвала КАМАЗ, так как в коробке передач присутствует редуктор. Это та же трансмиссия 14 с пятью передачами вперед и одной передачей назад. При необходимости делитель включает понижающую скорость, чтобы у автомобиля было в два раза больше передач.

Коробка передач КАМАЗ-ЗФ.

Используемая коробка передач Index 16 имеет восемь механических скоростей. Имеется четырехступенчатая коробка передач и пониженная передача. Также доступна коробка передач ZF, которая оснащена девятью передачами и вспомогательной понижающей передачей.

Независимо от типа трансмиссии, механическая коробка передач приводится в действие с помощью педали сцепления. Переключение передач происходит ступенчато, с учетом самого низкого и самого высокого режимов. Рычаг на кулисе отвечает за переключение передач. В конструкции учтено, что КАМАЗ — тяжелый автомобиль, которому необходимо снижать тягу при нагрузке. И наоборот, езда в пустом состоянии не приведет к перегреву двигателя и расходу топлива.

Принцип работы

Грузовики КАМАЗ, как правило, оснащаются механической коробкой передач. Механизм работает классическим способом: выжимаем педаль сцепления и перемещаем кулису в нужное положение. Особенностью передачи являются режимы понижения (H) и повышения (V). Эта возможность позволяет минимизировать нагрузку на силовой агрегат. Как правило, для этой цели используется делитель, действующий как редуктор скорости для увеличения передаточного отношения. В некоторых автомобилях не используется кулисный переключатель для переключения передач вверх и вниз. Для этого используется специальный переключатель и педаль сцепления. Передачи переключаются автоматически таким образом, что верхнее положение рычага полезно, когда автомобиль загружен, а нижнее — когда автомобиль пуст. Подробности управления автомобилем описаны в руководстве по эксплуатации коробки передач, которое прилагается к изделию. Вы также можете прочитать о том, как отрегулировать сцепление КАМАЗ.

Старт

Для того чтобы знать, как правильно управлять самосвалом КАМАЗ, узнайте о программе переключения передач. Как и в стандартной версии, маневрирование осуществляется с помощью педали сцепления.

Фаза сдвига.

  • 1-я передача, овердрайв (B).
  • 2-я передача, овердрайв (B).
  • 3-я передача, овердрайв (B).
  • Переключитесь на 2-ю минус (H) и 4-ю передачу.
  • Переключитесь на 1-ю передачу (B), передача останется на 4-й передаче.
  • Понижайте передачу (H) до 5-й передачи.
  • Вернитесь в режим повышенной передачи (B), передача остается 5-й.

КАМАЗ:

 

Основными особенностями запуска КАМАЗа являются плавный старт и увеличение скорости при переключении на пониженную передачу. Если самосвал сильно загружен или управляется в сложных условиях, рекомендуется переключиться на 4-ю передачу на пониженной передаче (H), затем на 4-ю повышенную передачу, затем на 5-ю пониженную передачу (H) и затем на 5-ю повышенную передачу (B). Это делается при достижении необходимого количества оборотов коленчатого вала. Сразу после запуска на 1-й передаче обороты достигают 7000 об/мин-1, а 2-я передача выбирается, когда обороты достигают 3000 об/мин-1. Правильно выбранный режим позволит сэкономить топливо и минимизировать износ двигателя.

Схема переключения передач

Принцип работы механизма переключения передач легко понять, функция зависит от модели.

Интерьер автомобиля КАМАЗ 6520.

Коробка КамАЗ 15

Данная коробка передач устанавливается на автомобили КАМАЗ-55111, КАМАЗ-43118 и другие модели. Для того чтобы разогнать автомобиль до необходимой скорости, используется следующая схема: 1B-2B-3B-4H-4B-5HB. эта схема позволяет коробке передач работать правильно, соблюдая правила эксплуатации механизма.

  1. Используйте специальный рычаг переключения передач для изменения режима коробки передач с высокого на низкий и наоборот.
  2. Нажмите на педаль сцепления.
  3. Последовательно переключайте передачи, используя кулису.

Схема переключения передач КамАЗа.

Коробка КамАЗ 16 и ZF

Данный тип трансмиссии используется на автомобиле КАМАЗ-65115, а также на полноприводных КАМАЗ-43150 КАМАЗ-4310 и других. Особенностью этого механизма является автоматическая смена высокого и низкого режимов. Это означает, что при переключении с 4-й на 5-ю передачу автоматически активируется повышающая передача. И наоборот, переключение с 5-й на 4-ю передачу автоматически активирует понижение передачи. О ходе переключения свидетельствует световой индикатор на приборной панели.

Схема переключения передач ZF 9S109.

Некоторые модели коробок передач ZF, например, 9S109, имеют вспомогательную шестерню «C». Этот режим используется для вождения и маневрирования в сложных условиях (снег, лед, грязь).

Советы по управлению

На безопасность вождения влияет множество факторов: техническое состояние автомобиля, используемое топливо, квалификация водителя и т.д. Пожалуйста, обращайте внимание на внешние условия, так как они могут быть изменены.

Управление при подъёме на склон

При движении по склонам трансмиссия переключается в пониженный режим (H). Это заставляет трансмиссию работать более эффективно и легче преодолевать препятствия.

  • При движении в гору на тяжелом оборудовании первая-вторая передачи включаются в режиме двойного сцепления.
  • Для поддержания работы силовой установки педаль акселератора нажимается, чтобы предотвратить перебои в подаче топлива.
  • Обороты коленчатого вала не должны опускаться ниже 2000 мин-1, иначе силовая установка перегреется и перестанет работать.

КАМАЗ, езда по снегу и льду.

Выберите правильный режим переключения передач, это один из аспектов правильной эксплуатации автомобиля, от которого зависит работа силовой установки, а также узлов и механизмов агрегата.

Управление при спуске

При движении КАМАЗа по склону вниз убедитесь, что двигатель не выключен ни при каких обстоятельствах. Водитель делает это для экономии топлива. Однако при этом гидроусилитель перестает работать и тем самым затрудняет рулевое управление. Это явление приводит к авариям, последствия которых непредсказуемы.

Проблемы могут возникнуть и с тормозами, поскольку тяжелая техника оснащена вспомогательными системами. Активация последнего делает невозможным использование педали сцепления и переход из одного режима в другой.

Управление на оледенелой дороге

Движение по снегу и льду характеризуется использованием цепей на колесах машины. Эта мера позволит увеличить коэффициент тяги.

Подумайте об этом.

  • Держите безопасную дистанцию и оставляйте место для маневра.
  • При торможении используйте систему помощи при торможении.
  • Помните, что экстренное торможение на КамАЗе может привести к блокировке колес прицепа.

Экстренное торможение не рекомендуется, так как это приведет к заносу и неконтролируемому вождению. При движении накатом держите ногу на педали сцепления и поверните рулевое колесо в сторону движения накатом, это выровняет машину.

Устройство КПП Камаз

Для автомобилей КАМАЗ предлагается два типа коробок передач

  • Тип 14 — 5-скоростной.
  • Тип 15 имеет 10-ступенчатую коробку передач.

14-я передача предназначена для одиночных автомобилей, а 15-я — для автопоездов.

10-ступенчатая коробка передач КАМАЗа модели 15 — это та же пятиступенчатая коробка передач, что и у модели 14, плюс понижающая передача — делитель. Конструкция редуктора заднего моста легкового автомобиля отличается от конструкции редуктора сплиттера. Конструкция делителя-редуктора вместе с ’14 делает 10 скоростей вперед и 2 назад.

Плюсы коробок с делителем:

  1. Частота сдвига становится меньше. Вам необходимо сократить количество смен.
  2. Тяга двигателя автомобиля была увеличена.
  3. Улучшено удобство управления.

Для получения разрешения на управление грузовиком с прицепом весом более 3,5 тонн необходимо выполнить определенные требования. Узнайте, как открыть свою электронную категорию.

Поскольку автомобили «КАМАЗ» классифицируются в зависимости от их использования, то есть для перевозки тяжелых грузов, для этой категории автопроизводитель выпустил модернизированную версию коробки для 14 моделей, известную как КПП 152.

Какие улучшения были созданы на старой 5 ступенчатой коробке:

  1. Синхронизаторы стали еще более усовершенствованными.
  2. Синхронизатор был усилен новым держателем шестерни.
  3. Чтобы избежать потери 4-й и 5-й скоростей, которые часто случаются с обычными трансмиссиями КАМАЗа, она была модифицирована на 4 градуса, чтобы иметь более тонкие шестерни.
  4. Шлицы коробки передач также были усилены еще больше.
  5. Схема рулевого управления была переработана.
  6. Шлицевое крепление было удалено.
  7. Высота зуба была увеличена.

Распорка получает нагрузку от пневматической системы и управляется ею. В более новых Камазах конструкция более сложная, поэтому рекомендуется проводить обслуживание коробки передач и раздаточной коробки на специализированной станции технического обслуживания.

Управление коробкой передач и раздаточной коробкой

Шестерни в коробке передач

Рычаг переключения передач справа от сиденья водителя.

Управляйте рычагом переключения передач при включенном сцеплении.

Резко нажмите на педаль сцепления и полностью опустите ее. Переключайте передачи при минимальных оборотах холостого хода.

Начинайте движение только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления).

Для быстрого разгона автомобиля КАМАЗ на хороших дорогах и в сложных условиях рекомендуется использовать все передачи последовательно в соответствии со схемой переключения передач.

Для редукторов

Типы 142, 144, 152, 154: сдвиг по схеме (см. схему сдвига I).

Мы рекомендуем использовать весь диапазон низких и высоких передач.

Для переключения с высшей передачи на низшую и наоборот (без рычага переключения передач) необходимо перевести переключатель переключения передач в нужное положение (см. схему, схема переключения передач I) (недоступно на моделях 142 и 144 без переключения передач), нажать на педаль сцепления и отпустить ее после короткой (1 секунда) задержки — передачи включатся автоматически.

Для того чтобы переключить передачу и одновременно включить высшую или низшую передачу, установите рычаг селектора в положение «B» или «N», выжмите педаль сцепления и переключите передачу.

Режим поиска I

В случае коробки передач модели 152 с опцией ВОМ на верхней крышке и корпусе маховика переключите передачу в соответствии со схемой (см. схему переключения коробки передач II).

Схема переключения передач II

В коробках передач ZF — 9S109 и ZF — 9S1310 переключайте передачи в соответствии со схемой (см. схему переключения передач в моделях ZF-9S109 и ZF-9S1310).

  • 1-2-3-4-низкие передачи (низкий диапазон демультипликатора)
  • 5-6-7-8-высокие передачи (более высокий диапазон демультипликатора).

При снижении скорости переключайте передачи только в последовательности: 8-7-6-5-4-3-2-1.

Во время движения всегда держите передачи включенными.

Обратите внимание! Для коробок передач это категорически запрещено.

  • Переключение с самого верхнего диапазона демультипликатора на самый нижний при скорости свыше 30 км/ч (для коробок передач модели «ZF»).
  • Двигайтесь с рычагом переключения передач в нейтральном положении.
  • Передача заднего хода во время частичных остановок и при вращающемся диске сцепления.

Переключение передач в декумуляторе происходит автоматически: включение высшей передачи — при перемещении рычага переключения передач из положения четвертой в положение пятой передачи, низшей передачи — при перемещении из положения пятой в положение четвертой передачи.

Переключение передач в коробке ZF-9S109hZF-9S1310 C — понижающая передача

При переключении на пониженную передачу на приборной панели загорается индикатор (оранжевый).

Когда рычаг управления перемещается в положение «◊», срабатывает клапан, обеспечивая автоматическое перемещение мультипликаторной трубки. При переключении главной коробки передач рычаг блокируется и на рычаге переключения ощущается усилие, после чего рекомендуется подождать 1-1,5 секунды, чтобы коробка передач переключилась на расцепление.

Трансмиссии ZF-9S109 и ZF-9S1310 оснащены редуктором «C» для тяжелых дорожных и маневренных работ.

Раздаточная коробка

управляется двумя пневматическими кранами с рукоятками, расположенными на дополнительной панели под приборной панелью.

Ручка переключения передач имеет три фиксированных положения, каждое из которых соответствует передаче раздаточной коробки.

  • H — Нейтраль (передняя, средняя и задняя оси отключены).
  • I — Включена первая (понижающая) передача. Загорится контрольная лампа понижения передачи (красная).
  • II — включена вторая передача (переключение вверх).

При движении по дороге используйте вторую передачу. Первая передача должна включаться при движении по труднопроходимой местности и при длительной остановке автомобиля.

Не переключайте передачи до полной остановки автомобиля.

Не включайте нейтраль в раздаточной коробке, когда двигатель работает, а коробка передач находится на передаче.

Клапан управления блокировкой дифференциала раздаточной коробки имеет два фиксированных положения.

  • Заперт.
  • Закрыто на замок.
Adblock
detector