Аварийное понижение передачи особенно полезно при вхождении в поворот, так как автомобиль становится довольно неустойчивым на виражах. Однако при движении по прямой также полезно уметь резко переключаться с «четвертой» на «вторую».
Пример, когда может понадобиться экстренное переключение «вниз»
В случае аварийной ситуации, например, отказа тормозов, может потребоваться возможность переключения на более низкую передачу. Он также часто необходим при движении в условиях гололеда.
Вот довольно распространенный пример из жизни: знакомая дорога, лето, без признаков дождя. Вы едете по ровной трассе со скоростью 90 км/ч, приближаясь к повороту, который вы уже не раз проходили с легкостью.
Но когда вы входите в поворот, вы с ужасом замечаете песок, рассыпанный по асфальту. На четвертой передаче у автомобиля не хватит мощности для безопасного прохождения поворота, и он может съехать на обочину. Именно тогда вам понадобится срочная смена.
Как же правильно совершить быстрое переключение передач «вниз»
Переключение передач в тяжелых условиях (лед, вода, песок) — самое сложное занятие, особенно с передним приводом. Обратите внимание, что четкое переключение на пониженную передачу возможно только на полностью исправном автомобиле с правильно работающим узлом сцепления.
Проверить работу последнего не составляет труда. Запустите двигатель на холостом ходу и, когда коробка передач прогреется, полностью выжмите педаль сцепления и включите заднюю передачу с двухсекундной задержкой. Если хруста не слышно, значит, все в порядке.
Фактическое смещение происходит по следующей схеме:
- Сначала выключите передачу, отпустив «педаль газа», и начните выжимать сцепление.
- На полпути педалирования увеличьте обороты двигателя «дросселем».
- Как только вы выжмете педаль до упора, включите низшую передачу и отпустите педаль сцепления.
Самое главное — увеличить обороты до максимального значения для вашей скорости. Например, если вы едете на третьей передаче со скоростью 75 км/ч, обороты в минуту на тахометре составляют 3 600. Чтобы включить вторую передачу, увеличьте обороты двигателя до 5 000 об/мин. Небольшие отклонения от указанных значений, конечно, не сыграют особой роли, но при манипуляциях с органами управления автомобилем рекомендуется повышать обороты до падения. Значения, приведенные в примере, действительны не для всех автомобилей — они могут варьироваться от автомобиля к автомобилю.
В случае экстренного переключения передачи также может быть полезно одновременно тормозить и нажимать на педаль акселератора. Поэтому рекомендуется тормозить пальцами ног, а пяткой нажимать на «акселератор». Правда, чтобы было удобнее производить такие манипуляции, необходимо заранее отрегулировать положение педали. Замена производится различными способами в зависимости от марки автомобиля.
Интересно отметить, что можно уменьшить положение шестерни, пропустив одну или две ступени. При необходимости, двигаясь на пятой скорости, можно даже переключиться на первую передачу. Но в этом случае вы должны замедлиться до скорости первой передачи. В экстремальной ситуации способность быстро перемещаться со ста до двадцати километров в час может даже стать спасением жизни.
Типичные ошибки, которые допускают автовладельцы при перемещении ручки «вниз». Водитель не повышает обороты вообще, а, отпустив педаль сцепления, включает передачу за счет синхронизатора. В этом случае на сухом асфальте автомобиль «сломается» (произойдет сильный толчок) из-за блокировки колес, а на скользком покрытии вообще возможна потеря управления.
Во время торможения двигателем и понижения передачи можно вообще не касаться педали тормоза. В экстремальных ситуациях, например, при отказе тормозов, это может стать спасительным навыком.