Схема переключения передач
Пониженная передача делает внедорожник полностью способным преодолевать препятствия, которые не под силу другим автомобилям. Пониженная передача в трансмиссии, когда она включена, позволяет приводить колеса в движение на более низких оборотах по сравнению со стандартными оборотами двигателя. Что такое понижающая передача и зачем она нужна в настоящем джипе — об этом ниже.
Пониженная передача — принцип работы
Коробка передач с пониженным передаточным числом
Понижающий редуктор является частью трансмиссии и устанавливается непосредственно в коробке передач. Именно здесь происходит распределение крутящего момента от двигателя к ведущим осям внедорожника.
Двигатели развивают полную мощность при определенном количестве оборотов, и весь крутящий момент передается через коробку передач на ведущие колеса (каждый агрегат имеет свой порог, при котором он производит максимальный крутящий момент). Обычная коробка передач предназначена для того, чтобы двигатель правильно и равномерно передавал всю мощность при различных скоростях движения автомобиля. Например, на первой передаче вы можете стартовать с оборотов чуть выше стандартных холостых (около 1000, например), а на пятой передаче вы можете развить высокие обороты при нескольких тысячах. Как правило, двигатели достигают максимальной мощности всего при нескольких тысячах оборотов в минуту. Это 2,5-3 тысячи для одних двигателей и менее 6 тысяч для других. На первой передаче на таких высоких оборотах ехать невозможно, поэтому мощность двигателя будет далека от максимальной.
Передача
Именно поэтому невозможно съехать с высокого препятствия — двигатель либо зависнет, либо колеса прокрутятся. То же самое относится к грязи, снегу и подобным препятствиям. В других ситуациях требуется большая мощность двигателя, но спокойная, мягкая езда — например, на каменистой дороге с обрывом.
Вот тогда-то и пригодится пониженная передача. И не только в этих случаях, но и во многих других. Что происходит, когда вы включаете его? Активная понижающая передача имеет достаточно высокое передаточное число, чтобы снизить скорость вращения колес при максимальной мощности двигателя. Получается, что на низких оборотах автомобиль работает на максимальной мощности, что при правильном подходе дает огромное преимущество на бездорожье, при подъеме на крутые холмы и в других условиях движения.
Пониженная передача — особенности функциональности
Корпус редуктора
Понижающая коробка передач доступна на внедорожниках с механической коробкой передач и с автоматической коробкой передач. Классическое решение с отдельной коробкой передач доступно не во всех автомобилях, особенно в новых типах. Если коробка передач отсутствует, необходимо переключиться вниз с помощью специального рычага или кнопки (в современных автомобилях). Почему раздаточная коробка не устанавливается на, казалось бы, полноценные внедорожники? Это делает автомобиль тяжелее и дороже. В поисках эффективных и экономичных решений многие внедорожники не оснащаются раздаточной коробкой. Даже более старые модели иногда не имеют его. Возьмем, к примеру, ЛУАЗ — у него передний привод, задний подключается напрямую через коробку передач. Однако грузовик движется вперед только на пониженной передаче, что является серьезным недостатком во многих ситуациях.
Понижающая передача имеет определенное передаточное число. Чем он выше, тем эффективнее будет двигаться грузовик даже на низких оборотах. Например, первая передача УАЗа имеет от 3,78 до 4,155 (распространенные марки коробок передач, такие как Ульяновск или Dymos). Вместе с трансмиссией, имеющей передаточное число 1,95, целое число составит около 8,1. Чтобы увеличить этот параметр, можно установить в раздаточной коробке специальные заказные шестерни с передаточным числом, например, 2,89 или 3,80. При перемножении это дает общее передаточное число 15,8. Это означает, что джип сможет преодолевать еще более сложные препятствия, а также свободнее поворачивать в грязи большие заказные колеса.
Одним словом, пониженная передача на внедорожнике очень нужна, от нее зависит его проходимость. Конечно, нужно уметь им пользоваться и не сломать коробку передач или даже двигатель (такое тоже бывает).
Пониженная передача — как пользоваться
Пониженная передача включается, когда автомобиль неподвижен. Соответствующий рычаг должен быть вытянут в нужное положение (обычно это первое понижение передачи) при выжатом сцеплении. В новых автомобилях переключение на пониженную передачу может быть активировано электронным способом, с помощью специальной кнопки.
На твердом грунте нельзя ездить с пониженной передачей. Передача испытывает серьезный стресс и может не справиться с ним. Двигатель также работает впустую, и могут возникнуть проблемы. Речь не идет о подъемах на холмы или езде по более или менее твердому снегу, но не ездите на пониженной передаче по обычным грунтовым или асфальтированным дорогам.
Чтобы получить максимальную пользу от переключения на пониженную передачу, желательно переключать передачу уже на высоких оборотах (тех, при которых двигатель работает максимально и выдает оптимальный крутящий момент). Необходимо соблюдать осторожность, чтобы не сжечь сцепление. Хотя нагрузка на него снижается примерно вдвое, при неопытности он может быть поврежден (при попытке быстро затормозить, разогнав двигатель до высоких оборотов).