Схема переключения передач в КАМАЗе не сильно отличается от таковой в легковом автомобиле. Но каждая система тележек имеет свои особенности.
Устройство и принцип работы
Рассмотрим расположение и конструкцию коробки передач автомобилей КамАЗ. Автомобили КАМАЗ оснащаются механическими коробками передач. Они имеют 5 скоростей. Переключение передач осуществляется нажатием педали сцепления и перемещением рычага коробки передач в нужное положение. Из-за веса автомобиля переключение на другую передачу требует нескольких шагов.
Принцип работы коробки передач КАМАЗа таков: с дизельным двигателем она работает либо в режиме повышенной передачи В, либо в режиме пониженной передачи Н. Они были созданы для того, чтобы снизить нагрузку на двигатель тяжелого автомобиля при полной загрузке и в то же время не заставлять его слишком интенсивно работать без нагрузки.
Схема коробки передач КамАЗ с раздаткой несложная, но она отличается в зависимости от модели коробки передач. Рассмотрим схему коробки передач КАМАЗа, которая встречается в дизельных грузовиках. При движении по ровной дороге необходимо переключать передачи без сцепления. Конструкцию коробки передач КАМАЗа можно представить в виде следующей схемы: 1B — 2B — 3B — 4H — 4B — 5H — 5B.
Переключение передач происходит следующим образом:
- Сначала коробка передач переключается с высшей передачи на низшую с помощью рычага.
- Затем выжимается сцепление.
- Переведите рычаг на нужную передачу и не переключайтесь вверх или вниз, а включайте каждую передачу по очереди.
Коробки передач предлагаются с автоматическим переключением.
Как работает делитель на КамАЗе
Делитель или мультипликатор коробки передач — это дополнительно установленный повышающий преобразователь, который превращает 5-ступенчатую коробку передач в 10-ступенчатую.
Принцип его работы заключается в следующем. Мультипликатор сокращает расстояния между главными передачами, уплотняя диапазон передач и расширяя его на 20-25%.
Эта модификация позволяет улучшить такие характеристики автомобиля, как:
- тяговое усилие;
- скорость ускорения;
- экономия топлива;
- управляемость.
Механизм размещается перед коробкой передач или немного справа от нее, так как основной блок не подвергается большим нагрузкам и не требует конструктивных изменений. Это позволит вам самостоятельно отремонтировать и отрегулировать разветвитель в случае поломки.
Расположение и порядок переключения скоростей на КамАЗе
Большинство автомобилей КАМАЗ оснащаются механическими коробками передач с 5 передаточными числами (с распределителем или без него). Переключение передач осуществляется перемещением рычага коробки передач при нажатой педали сцепления. В грузовых автомобилях передачи включаются не сразу, а постепенно. Теоретически, это снижает нагрузку на двигатель при движении с полным грузом и экономит топливо, когда кузов пуст.
Типичные режимы работы коробки передач КАМАЗ — повышенная передача «В» или пониженная передача «Н». В автомобилях, оснащенных мультипликативной коробкой передач, переход из режима «B» в режим «N» осуществляется путем опускания специального рычага одинарного распределителя.
Важно знать, как переключать передачи при вождении полностью загруженного КАМАЗа: опытные водители рекомендуют переключать первые 4 передачи в тяжелом вторичном режиме «H», затем переключить 4-ю передачу в режим «B», переключиться на 5-ю передачу, а затем переключиться в «B». Порядок переключения передач может отличаться в зависимости от конкретной модели коробки передач.
Технические характеристики
Коробка передач КАМАЗ с распределителем состоит из следующих элементов:
- верхнюю крышку коробки,
- синхронизаторы,
- подшипники;
- картер, в котором собраны приводной, ведомый и промежуточный валы с шестернями;
- механизм переключения передач.
- реверс-редуктор в сборе,
Коробки передач в автомобилях КАМАЗ имеют пять и десять передач. Разделитель коробки передач имеет высшие и низшие передачи, и в сочетании с основной коробкой передач обеспечивает 10 передач вперед и 2 передачи назад. Система сплиттеров улучшает тягу, облегчает управление автомобилем и уменьшает необходимость переключения передач с помощью рычага переключения передач. Передаточные числа коробки передач указаны в руководстве по эксплуатации.
На коробке передач КАМАЗ 141 установлен выключатель света заднего хода. В крышке имеется шариковый фиксатор, который предотвращает одновременное включение 2 передач, и пальцевый пружинный предохранитель, который предотвращает случайное включение передачи заднего хода. Коробка передач с распределителем весит 320 кг. На крышках валов установлены уплотнения. Они защищают трансмиссию от засорения и предотвращают утечку масла. Недостаточное количество масла в коробке передач приводит к ее повреждению. В коробке передач должно быть 9 литров масла при первой заправке и 8 литров при замене коробки передач.
Технические характеристики коробки передач КамАЗ-141:
Картер:
- Диаметр отверстия под подшипник составляет 150 мм.
- Диаметр отверстия вала коробки передач составляет 32 мм.
Главный вал:
- Диаметр пальца переднего подшипника составляет 24 мм.
- Диаметр пальца заднего подшипника составляет 59 мм.
Вторичный вал имеет следующие диаметры в частях:
- Ступица звездочки четвертой передачи — 63 мм.
- Роликовые подшипники — 80 мм.
- Втулка звездочки заднего хода — 70 мм.
- Наружный диаметр ступицы составляет 72 мм.
Промежуточный вал:
- Диаметр цапфы переднего подшипника — 65 мм, заднего — 49 мм.
- Диаметр чашки заднего подшипника составляет 119 мм.
- Диаметр промежуточного вала составляет 65 мм.
- Внутренний диаметр зубчатого колеса составляет 65 мм.
Вес коробки передач с распределителем составляет 320 кг.
Как переключать передачи на КамАЗе
Чтобы правильно переключать передачи, необходимо знать, как устроена коробка передач. Коробка передач сконструирована таким образом, что она часто приводится в движение на пониженной скорости, чтобы автомобиль мог перевозить тяжелые грузы. КАМАЗ имеет 5-ступенчатую коробку передач. Переключение передач осуществляется с помощью педали сцепления и рычага.
Начало движения
Перед началом движения необходимо включить пониженную передачу. Переключайте передачи только при выжатой педали сцепления. Схема переключения передач основана на постепенном переключении. Чтобы завести автомобиль, проверните коленчатый вал двигателя.
Вторая передача включается, когда игла на тахометре достигает отметки 3, что означает 3000 об/мин. Такой способ переключения передач продлит срок службы коробки передач и снизит расход бензина.
Переключение скоростей
Порядок переключения передач следует рассматривать, когда автомобиль уже находится в движении. Когда КАМАЗ разгоняется, порядок переключения передач следующий: 4H — 4B — 5H. Для включения второй передачи частота вращения коленчатого вала должна увеличиться до 3000 об/мин, как показывает тахометр. Основную функцию выполняет коленчатый вал.
Задний ход
Чтобы включить заднюю передачу на тележке, переключатель должен быть установлен в нижнее левое положение. Запрещается включать заднюю передачу во время движения автомобиля. Чтобы включить заднюю передачу, машина должна быть полностью остановлена перед выполнением маневра.
Правила переключения в разных условиях
Переключение передач зависит от различных условий, в которых эксплуатируется автомобиль. Эти правила необходимо соблюдать, чтобы трансмиссия не вышла из строя во время эксплуатации.
Подъем
При подъеме на гору коробка передач должна быть переведена в режим передачи H, что заставит трансмиссию работать с повышенной нагрузкой.
Необходимо соблюдать следующие правила:
- При переключении с 1-й на 2-ю передачу на подъеме дважды выжмите педаль сцепления.
- Используйте педаль подачи топлива, которую необходимо периодически нажимать, чтобы обеспечить нормальную работу коленчатого вала при переключении передач. Любой крутой холм можно преодолеть.
- При движении в гору обороты должны быть выше 2000 об/мин. В противном случае двигатель может заглохнуть, что приведет к аварии на дороге.
- Переключение передач при подъеме облегчает работу двигателя и всех компонентов.
Спуск
Некоторые водители выключают двигатель при спуске с холма, чтобы сэкономить бензин. Это неприемлемо для КАМАЗа.
Если во время движения выключить двигатель, система EPS не будет работать, что приведет к блокировке рулевого колеса.
Торможение КамАЗа осуществляется не только остановкой двигателя, но и включением вспомогательной тормозной системы. Когда тяжелый автомобиль поднимается на холм и водитель задействует вспомогательные тормоза, запрещается выжимать сцепление или переходить с одной передачи на другую.
Обледенелые участки
Управляйте грузовиком на обледенелых участках дороги на максимальной скорости и дальности. При торможении используйте систему помощи двигателю. Если требуется экстренное торможение, оператор должен остановить колеса прицепа. Невыполнение этого требования может привести к заносу.
Торможение двигателем допускается только в исключительных случаях, так как это может привести к износу двигателя. Колеса не должны проскальзывать при торможении. Чтобы избежать этого, необходимо замедлить работу двигателя, чтобы уменьшить число оборотов коленчатого вала.
Занос
Не допускается выключение сцепления при пробуксовке. Когда грузовик попадает в занос, поверните рулевое колесо в направлении заноса. Если КАМАЗ попадает в занос, уберите ногу с педали акселератора и выжмите дифференциал. Это следует сделать с помощью регулятора, имеющегося на панели. В результате загорится индикатор на панели. Начните со второй, более высокой передачи. После преодоления пробуксовки дифференциал следует разблокировать.
Особенности переключения в разных моделях
Автомобили КАМАЗ различных моделей и комплектаций (тягачи 44108 или 5490; самосвалы — 6520 или 55111; грузовики — 5320 или военная модель 5350; автопоезда — 5410, 65206) оснащаются следующими коробками передач:
- Механическая коробка передач ZF-6S1000 немецкого производства, 6-ступенчатая с полным комплектом синхронизаторов;
- 152 и 154 — механические коробки передач с мультипликатором, 10-ступенчатые;
- 141, 142 и 144 — механические, 5-ступенчатые коробки передач (используются в легких грузовиках, по конструкции и принципу работы схожи с коробками передач легковых автомобилей);
- ZF-9S109 и ZF-9S1310 — механические 9-ступенчатые коробки передач с демультипликатором.
Модели коробок передач для грузовых автомобилей различаются по количеству передач, сложности устройства, конструкции рычага и порядку переключения. Для более подробного описания различных коробок передач смотрите примеры нескольких моделей КАМАЗ.
Руководство по эксплуатации в PDF »
Устройство и схема переключения коробки передач КамАЗ-5320 с делителем
КамАЗ-5320 оснащается двумя типами коробки передач — пятиступенчатой 142 или десятиступенчатой 152 с раздаточным механизмом. Переключение передач в КАМАЗ-152 осуществляется следующим образом:
Технические данные:
- синхронизаторы — инерционные пальцы;
- тип управления распределителем — пневмомеханический преселектор;
- Тип управления коробкой передач — механический;
- количество шагов — 10;
- Коробка передач — передняя двухступенчатая.
- Подшипники — подшипники качения с сепаратором и без (зубчатые колеса), сферические подшипники (зубчатые валы);
КамАЗ-4310: схема переключения
Военные грузовики модели 4310 обладают повышенной проходимостью и оснащены пятиступенчатой трехступенчатой коробкой передач 14 (она отличается от 141 тем, что имеет прямую пятую передачу, в то время как 141 имеет прямую четвертую передачу, пятой передачей здесь является акселератор). Механизм переключения передач аналогичен механизму переключения главной коробки передач КамАЗ-5320 с распределителем. Схема показана на рисунке:
КПП КамАЗ-43118
На КАМАЗ-43118 устанавливается коробка передач с распределителем модели КАМАЗ-154, которая имеет такой же механизм переключения передач, как и модель 152.
Передаточные числа коробки передач:
КПП КамАЗ-65115
В зависимости от модификации, самосвал модели 65115 оснащается усиленной коробкой передач с мультипликатором КАМАЗ-154, либо девятиступенчатой коробкой передач немецкого производства — ZF9.
Механическая коробка передач имеет передаточные числа в диапазоне 9,48 — 0,75; и 8,97 для задней передачи. Максимальный крутящий момент составляет 1300 Нм. Схема переключения передач показана ниже:
Неисправности и ремонт
Ремонт коробки передач включает в себя разборку устройства, диагностику, ремонт или замену изношенных деталей. После ремонта механизма устройство собирается и вводится в эксплуатацию. Можно обратиться в сервисный центр, но лучшим вариантом будет самостоятельный ремонт раздаточной коробки.
Как проверить уровень масла
Уровень масла в раздаточной коробке проверяется следующим образом. Открутите пробку картера. Во время проверки вставьте индикатор масляного поддона в отверстие до упора. Масло сливается из картера 10-ступенчатой механической коробки передач через 3 отверстия. Два из этих отверстий находятся в нижней части картера коробки передач, а третье — в распределителе. Пятиступенчатые коробки передач сливаются через 2 отверстия.
Замена масла
Для замены масла очистите поддон коробки передач моторным маслом. Очистите все металлические частицы с магнитных пробок и заполните до верхней линии индикатора. Проверьте уровень масла через 5 минут. Коробка передач должна работать плавно, свободно переключаться и надежно фиксироваться во время движения автомобиля. Громкий шум может указывать на изношенные подшипники вала, недостаточный уровень масла или плохую смазку в картере.
Как снять коробку
Для разборки коробки передач необходимо выполнить следующие действия:
- Необходимо демонтировать трансмиссию. Для этого открутите 4 крепежные гайки.
- Снимите блок управления.
- Снимите кронштейны стартера.
- Отсоедините кабель, идущий к понижающей передаче.
- Снимите рычаг переключения передач.
- Установите домкрат между маховиком и бадьей двигателя и снимите двигатель, используя деревянную подставку.
- Открутите гайки задней поперечины и снимите ее.
- Снимите распорную планку.
- Выкрутите болты кронштейна выхлопной системы.
- Прикрепите лебедку к болтам и затяните их.
- Открутите гайки крепления подушки со стороны двигателя.
- Выкрутите болты, крепящие коробку передач к двигателю.
- Поднимите подъемник, отодвиньте коробку передач от двигателя, пока главный вал коробки передач не выйдет наружу.
- Вытащите коробку передач.
Как отрегулировать
Теперь необходимо отрегулировать коробку передач, проверить узлы и детали. Если они неисправны, их заменяют на новые. Шлицевые соединения не должны иметь дефектов и сколов. Подшипники шестерни необходимо заменить, предварительно осмотрев место крепления на предмет износа или участков, прижатых роликами.
Подшипники валов подлежат замене, поскольку поверхности качения подшипников повреждены трещинами и металлическая стружка попадает в масло, что может привести к выходу из строя коробки передач. Шестерни осматриваются, выявляются повреждения и износ зубьев шестерен. Фаски синхронизатора не должны быть деформированы или изношены. Направляющие валы не должны быть ослаблены. Шлицы не должны быть повреждены.
Как правильно собрать
Соберите коробку передач в обратном порядке. Установите промежуточный вал в корпус редуктора. Установите подшипники — передний роликовый подшипник и сферический роликовый подшипник. Закрутите упорную шайбу. Закрепите гайкой и закройте стопорную крышку заднего сферического роликового подшипника. Установлены прокладки. Вал должен слегка проворачиваться, не должно быть заедания деталей в движении.
Схема ремонта КПП КамАЗ-5320 с делителем
Для ремонта коробки передач КАМАЗ-152 с распределителем необходимо ее разобрать. Разборка включает следующие шаги:
- Используя резиновый (не металлический) молоток или деревянный стержень, осторожно извлеките подшипник из корпуса мультипликатора, стараясь не раздавить деталь;
- затем откройте крышку заднего подшипника, открутив винты, которые ее крепят;
- Следующим шагом будет снятие вилки выключения и вала, а также синхронизатора;
- Снимите вал переключения и вилку;
- Для доступа к мультипликатору коробки передач необходимо также снять опорную шайбу вала, металлическую чашку и подшипник приводного вала;
- Чтобы снять трансмиссию, сначала снимите воздушный выключатель и открутите крепежные болты;
- Последним этапом разборки узла является извлечение из коробки передач роликового подшипника, втулки, шестерни и ведущей шестерни.
- Затем, используя соответствующие гаечные ключи, ослабьте гайку сцепления и гайку давления масла;
- снимите подшипник и вал;
Затем проверьте все детали и замените те, которые износились, и соберите устройство, следуя приведенным выше инструкциям в обратном порядке.
Сколько стоит коробка на КамАЗ
Купить коробку передач для КамАЗа можно в специализированном магазине, где вам будет представлен прайс-лист с имеющимися моделями. Цена покупки коробки передач зависит от модели грузовика, в котором она будет установлена. Стоимость коробки передач для КамАЗа варьируется от 55 000 до 153 000 рублей. Цена коробки передач для КАМАЗ 141 составляет 62 000 рублей. Самые высокие цены на коробки передач КАМАЗ экологического класса Евро-3.
Какая модель трансмиссии установлена на вашем КАМАЗе?