Как вы знаете, основная задача коробки передач — передача крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. Трансмиссия не только передает, но и преобразует крутящий момент. Большинство водителей знают, что коробка передач имеет низшие и высшие передачи. Обычно 1,2 и 3 можно считать низшими передачами, 4 считается прямой передачей, а 5 и 6 — высшими.
Сразу отметим, что такого условного деления недостаточно для внедорожников, грузовиков и различных видов техники. Дело в том, что в коробках передач таких автомобилей есть не только «нижние» и «верхние» передачи, но и так называемые понижающие передачи. Далее мы рассмотрим, зачем нужна понижающая передача, что это такое и как она работает, а также как ее использовать.
Для чего нужна пониженная передача
Итак, рассмотрим пример внедорожника. В этом случае понижающая передача позволяет значительно увеличить проходимость автомобиля. Проще говоря, наличие понижающей передачи позволяет такому автомобилю проехать там, где машины с обычными коробками передач не имеют возможности преодолеть препятствие и продолжить движение.
Проще говоря, понижающая передача в трансмиссии позволяет колесам вращаться на пониженном числе оборотов, при этом двигатель работает в стандартном диапазоне оборотов. Это стало возможным благодаря тому, что в коробках передач таких автомобилей используется редуктор (раздаточная коробка). В раздаточной коробке крутящий момент распределяется на ведущие оси внедорожника.
Чтобы объяснить это, необходимо отметить следующие моменты. Обычно трансмиссия достигает максимальной мощности при определенном количестве оборотов. Кроме того, на определенных оборотах, а не на оборотах максимальной мощности, достигается максимальный крутящий момент, который передается трансмиссией на ведущие колеса.
Поэтому, как правило, трансмиссии проектируются таким образом, чтобы двигатель выдавал максимальный крутящий момент и мощность достаточно равномерно на разных скоростях. Первая передача позволяет автомобилю стартовать с места с «толчком» для максимального крутящего момента, а на пятой передаче автомобиль может двигаться на высокой скорости с максимальной мощностью.
Для стандартных дорожных условий эти характеристики трансмиссии вполне адекватны, но когда приходится преодолевать препятствия, возникают трудности. Дело в том, что, например, при попытке движения в гору, когда покрытие грунта скользкое или хрупкое (снег, лед, земля, песок, размягченная земля), крутящий момент на первой передаче слишком высок.
В результате при нажатии на педаль акселератора автомобиль «вгрызается» в снег или грязь, глохнет и не может ехать дальше. Если он переключается на вторую скорость и выше, двигатель просто обездвиживается, поскольку ему не хватает оборотов и мощности для преодоления сложного рельефа.
Это означает, что в ситуации, когда вам требуется большая мощность двигателя (высокие обороты), но в то же время нужна плавная езда с низкими оборотами и низкой скоростью вращения колес, обычная коробка передач бессильна. Именно с учетом этих характеристик водители внедорожников получают понижающую коробку передач.
Активная понижающая коробка передач теперь имеет высокое передаточное число. Это позволяет снизить частоту оборотов колеса, одновременно разгоняя двигатель до максимальной мощности. В результате машина может двигаться на низкой скорости с максимальной мощностью. Эта функция незаменима в полевых условиях, на подъемах и спусках.
Пониженная передача и особенности использования
Начнем с того, что понижение передачи (downshift) может происходить как в устройстве с механической, так и с автоматической коробкой передач. В этом случае решение с отдельным редуктором считается наилучшим вариантом. К сожалению, дорогие полнофункциональные внедорожники сегодня обычно оснащаются отдельной коробкой передач, что увеличивает вес и снижает стоимость автомобиля. Если у него нет отдельной коробки передач (с собственным рычагом), необходимо понижение передачи через отдельную кнопку.
Отсутствие отдельной коробки передач даже в полноценных внедорожниках является существенным недостатком. Например, в автомобилях с комбинированным полным приводом автомобиль имеет возможность двигаться на пониженной передаче только вперед. В некоторых ситуациях это является серьезным недостатком.
Также важно помнить, что пониженная передача в разных автомобилях имеет определенное передаточное число. Чем выше передаточное число, тем лучше автомобиль «буксует» под нагрузкой на плохом дорожном покрытии.
Следует также учитывать, что наличие понижающей передачи накладывает определенные обязательства на водителя. Другими словами, нужно знать, как использовать это решение, так как некоторые непродуманные действия и вопиющие ошибки могут вывести передачу из строя. Рассмотрим, если на автомобиле есть пониженная передача, как правильно ее использовать.
Рекомендуем также прочитать статью об устройстве и работе понижающей передачи, а также о том, что такое понижающая передача. В этой статье вы узнаете, как работает полный привод и как он устроен.
- Вам нужно начинать движение на высоких оборотах, разгоняя двигатель до максимального крутящего момента/мощности, чтобы эффект от понижающей передачи был максимально выражен. В то же время важно знать, как управлять педалью сцепления в автомобиле с механической коробкой передач, чтобы не сжечь само сцепление. Даже с учетом того, что нагрузка на сцепление после переключения на пониженную передачу гораздо меньше по сравнению с обычной первой или второй передачей, сцепление может «сгореть» или даже перестать работать.
- Запрещается движение в режиме пониженной передачи на твердом покрытии. Дело в том, что в этом случае коробка передач подвергается большой нагрузке, двигатель также работает под большой нагрузкой и сильнее изнашивается. Оказывается, на ухабистом грунте или снегу можно ехать на пониженной передаче на малой скорости, но на ровном асфальте или грунтовой дороге ехать с включенной пониженной передачей определенно не рекомендуется.
- Во-первых, вы должны включать пониженную передачу только тогда, когда автомобиль не находится в движении. Например, при механической коробке передач сначала необходимо зафиксировать автомобиль педалью тормоза, затем выжать сцепление и переместить рычаг переключения передач для включения передачи (например, первая передача вниз). Современные автомобили также могут быть оснащены отдельной электронной кнопкой запуска.
Это возможно, когда водитель слишком сильно нажимает на акселератор и держит двигатель на максимальных оборотах, интенсивно нажимая на педаль сцепления.
Что в итоге
Как видите, понижающая передача в автомобиле, который позиционируется как внедорожник, является необходимостью. В то же время передаточное число влияет на эффективность самого понижения передачи.
Вы также можете прочитать статью о том, что такое дифференциал в трансмиссии. Из этой статьи вы узнаете о назначении, принципах работы, а также о конструкции дифференциала. Наконец, следует отметить, что водитель также должен знать, как правильно использовать пониженную передачу, поскольку ошибки могут привести к повреждению как самой коробки передач, так и, в некоторых случаях, самого двигателя автомобиля.